.
 
 
Учителя

Будда Шакьямуни

Рождение и юные годы при дворе

Взгляд на жизнь Будды приближает его учение к нам. Он родился 2580 лет назад в царской семье и, вероятно, выглядел как eвропеец: тексты описывают его высоким, сильным и голубоглазым. Королевство его родителей находилось на южной границе современного Непала вокруг города, называвшегося тогда Капилавасту. Раскопки показывают, что в нём имелись как система канализации, так и центральное отопление - роскошь по сравнению с нынешним Лумбини поблизости и многими другими городами третьего мира.

Здесь не было никакого непорочного зачатия - мать использовала свою самую последнюю возможность родить ребёнка. А вскоре после его рождения три йогина сказали родителям следующее: "Он поистине особенный. Если он не столкнётся со страданием мира, то станет всем, чем вы хотите. Став могущественным королем, он покорит соседние королевства и оправдает все ваши ожидания. Если, однако, он почувствует страдание, свойственное обусловленному существованию, то откажется от своего положения и принесёт в мир просветляющие духовные открытия". Его родители хотели иметь наследника престола, а не поэта, мечтателя или философа, и решили быть очень осторожными.

Они окружили молодого принца всем, что могло понравиться молодому здоровому человеку: красивыми женщинами (тексты говорят о пяти сотнях), возможностями для занятий спортом и сильных впечатлений, и самыми прекрасными учителями для образования. Чего бы он ни пожелал, ему достаточно было намекнуть. Его подсознание также не содержало никаких тревожащих впечатлений, которые могли бы всплыть на поверхность, и в первые 29 лет жизни он знал только радость. Затем, однако, его мир перевернулся.

Разочарование и поиск истины

Вследствие предсказания йогинами, будущего Будду ограждали от всего неприятного, поэтому со страданием он столкнулся лишь в зрелом возрасте, но в основных своих физических проявлениях оно предстало очень убедительно.

В течение трёх дней он увидел последовательно: больного человека, старика и мертвеца. Осознание того, что болезнь, старость и смерть - части жизни каждого, потрясло его до глубины души, и после возвращения во дворец он провёл беспокойную ночь. Где бы ни искал, он не находил ничего такого, на что могли бы положиться его друзья и он сам. Слава, удовольствия и имущество - исчезнут. Куда ни обращал он взор, наружу или внутрь, всё оказывалось непостоянным. Нигде не было ничего вечного.

Следующим утром он проходил мимо йогина, погружённого в медитацию. Их умы встретились, и будущего Будду осенило, что он нашёл истинное прибежище. Похоже, этот йогин переживал нечто реальное и вневременное. Он воспринимал не только движение мыслей и чувств внутри и различные условия и миры снаружи, но и само свое осознавание.

Его состояние ума указало принцу на истинную сущность всех и каждого: всезнающее пространство, делающее всё возможным, на его сияющую ясность, игриво выражающую богатство ума в виде внутренних и внешних проявлений, и на его безграничную любовь, которая ничему не препятствует. Наконец-то! Озарённый принц понял, что абсолютная истина, которую он искал, - это ничто иное, как сам ум.

В его время не существовало таких духовных "реактивных двигателей" или "полос для обгона", которые содержатся в тибетских учениях Махамудра или Маха Ати, Чаг Чен или Дзог Чен. Будда мог показать эти самые эффективные методы только после своего просветления. Тогда никто ещё не обладал видением, способным включить все аспекты жизни в путь - чистку зубов, занятия любовью, размышления, сон и еду - и использовать их для узнавания ума.

Поскольку оседлать великого тигра непосредственного опыта тогда было невозможно, принцу оставалось только выбрать гораздо более медленный путь отказа от мира. Ему пришлось ограничить количество будничных отвлечений. Отбросив полную наслаждения личную жизнь, он исчез в холмах и лесах северной Индии.

У него, желавшего более всего остального познать природу ума, не оставалось времени для неторопливого поиска, поэтому следующие шесть лет были напряжёнными. Живя в лесах северной Индии, молодой принц достигал совершенства даже в самых суровых практиках, которые ему давали. Его мотивация порой оттесняла рассудительность, и однажды, он чуть не уморил себя голодом.

Он учился у лучших учителей своего времени и практиковал учения всех школ мысли, известных и сегодня. Охватывая сферы материализма, нигилизма, трансцендентализма и экзистенционализма, он быстро превосходил своих гуру одного за другим, но каждый раз опять обнаруживал, что не приблизился к цели. Как ни велики были их умения управлять событиями, происходящими в уме, никто не знал сам ум. В конце каждого пути не оказывалось ничего постоянного, на что он мог бы положиться.

Северная Индия того времени

Необычайная духовная открытость украшала Индию того времени - сравнимая с древней Грецией, Ренессансом или нашими шестидесятыми. Несмотря на то, что последняя волна понесла большие потери из-за наркотиков, наша лобовая атака на материализм и власть была достойной и весьма важной. Люди шестидесятых были идеалистами и стремились, правда, частенько не слишком дальновидно, ко всеобщему счастью. Не замечая разрастающихся гетто, перенаселённости и прочих опасностей, нависших над миром, они выражали свой идеализм на многих уровнях, верили в добро, изначально свойственное всем существам, и не желали превращаться в снобов.

Похоже, атмосфера вокруг Будды (видимо, из-за отсутствия средств контроля за рождаемостью) отличалась большей чопорностью, чем сегодня. Однако работа с учениками, обладающими незаурядной ясностью ума, была наверняка была сущей радостью. Философии материализма, нигилизма, идеализма, трансцендентализма и экзистенционализма тогда уже были известны, и многие индийцы действительно ожидали от духовности позитивного влияния на свои жизни.

Когда философии с дуалистическим взглядом разрешалось проникать в каждый аспект существования, свобода страдала ужасно! Когда же это происходило и народ позволял органам власти распространять их, то это приводило к сожжённым ведьмам, коммунизму, нацизму, квотам или политическому корректированию.

Однако такое недвойственное учение, как Буддизм, в этом смысле безвредно. Даже когда Буддизм - господствующая религия, он не содержит никакой опасности для свободы. Показывая разнообразные пути, из которых можно свободно выбирать, он старается не оказывать давление через общество и никогда не использует в качестве стимула страх.

Там, где возникал Буддизм, можно было ожидать не только защиты от злоупотреблений духовным авторитетом, но также и сами поучения подвергались тщательной проверке. Любой представленный взгляд был открыт для бескомпромиссных и критических дискуссий, поскольку он должен быть выше личных желаний и указывать на неизменную истину. Если не было обстоятельного понимания вещей, ясно очерченных методов для практики, а также цели, которую можно быть исследовать, то такое учение даже не принималось к рассмотрению. Сами учителя тоже были осторожны в выдвижении незрелых откровений: духовная честность требовала, чтобы проигрывающий в одном из частых философских дебатов автоматически становился учеником победителя.

Просветление Будды

Проведя шесть лет в безвестности в тогда ещё приятной северной Индии, молодой принц пришёл в место, которое сейчас называется Бодхгайя. Сегодня это - деревня, полная иностранных храмов и нищих, в двух третях пути от Дели к Калькутте, в неимоверно перенаселённом штате Бихар. Когда Будда прибыл туда, пробудилась его глубокая мотивация принести пользу всем существам и, усевшись под развесистым деревом около небольшой реки, он решил оставаться в медитации чтобы достичь полного развития ума.


Неделей позже, в полнолуние мая, он достиг цели. В день, когда он стал Буддой, ему исполнилось 35 лет (спустя сорок пять лет он умер в день того же полнолуния). Когда просветление растворило последние завесы, покрывавшие его ум, всякое разделение между пространством и энергией в нём и вокруг него исчезло, и он стал вневременным, всеведущим осознаванием.

Разные традиции объясняют этот процесс по-разному, но согласно высшему взгляду, Маха-Ануттара-Йога-Тантры, его благословила всепронизывающая истинная природа, проявляющая себя как Будды прошлого, настоящего и будущего. Они сконденсировали свою совершенную мудрость в форму Сарва-Будда-Дакини, белой женщины-Будды, и соединились с ним, и мужские и женские энергии, как и все прочие противоположности, слились в единое совершенство. Каждым атомом своего тела он знал всё и был всем.

Встав с места, на котором достиг цели, Будда пересёк реку и провёл три недели под известным деревом в Бодхгайя. Там он приучал своё тело к работе с интенсивным потоком просветлённых энергий. Также, он дал прибежище* нескольким богам, но не учил людей.

Первое поучение людям было дано спустя четыре недели в Оленьем Парке близ Сарнатха, деревни примерно на полпути между Дели и Калькуттой. Близлежащий город Бенарес - очень святой для индуистов: они сжигают там мертвецов на берегах Ганга и сбрасывают остатки в реку. Полная программа паломничества включает в себя такие лакомства, как искупаться в широких потоках реки и испить ее воды.

Пятеро искателей истины, первыми пришедшие к нему, были не самыми привлекательными из учеников. Сварливые по натуре, они поклонялись ему, когда он практиковал крайний аскетизм, но теперь их отталкивали его лучезарная радость и здоровье. Считавшие такие состояния "мирскими" и думавшие главным образом о себе, они были как раз теми клиентами, которых лучше отослать куда-нибудь в другое место.

Однако, когда любопытство задело лучшие из их закостеневших представлений, они все же смогли спросить только: "Почему ты так светишься? Что с тобой случилось?" Его ответ вылился в знаменитые "Четыре Благородные Истины", которые сегодня несколько по-разному излагаются в разных традициях. Будда, скорее всего, высказал их примерно так: "Обусловленное существование есть страдание. У страдания есть причина. У страдания есть конец, и есть пути, ведущие к этому концу".


* Примечание.
Прибежище (на тибетском - Кхьяб Дро) является встречей с собственной Будда-природой. Посредством короткого ритуала мы приобщаемся к ценностям, на которые действительно можно положиться. Это - состояние Будды в качестве цели, его учение в качестве пути и наши друзья в качестве помощников на пути. В Алмазном Пути принимают прибежище также в Ламе, источнике благословения, духовной силы и целенаправленной защиты.

Кармапа

Лама в Черной Короне

В Тибете Кармапа известен как "Король йогов". Его Святейшество Гьялва Кармапа - первый осознано перерождающийся Лама Тибета. Он для блага всех существ из великого сочувствия раз за разом воплощается в этом мире. После нескольких знаменательных жизней в качестве йогина в Индии он уже семнадцать раз перерождался в Тибете.

Кармапы воплощают собой активность всех Будд, и проявляют именно те её аспекты, которые нужны в соответствующее время. Их приход предсказан Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Кармапы, начиная с первого, оставляли точные данные о своем следующем перерождении.

Его Святейшество Второй Кармапа Карма Пакши упоминается в книге знаменитого путешественника Марко Поло, который встречал его при дворе императора Китая - Хубилай-хана. В своё время Кармапа отказал императору в просьбе прибыть к его двору, за что Хубилай-хан попытался казнить его, но он ничего не смог сделать с Кармапой, который чудесным образом нейтрализовал все попытки повредить его телу. Воодушевленный способностями Карма Пакши, император стал его учеником.

Многие Кармапы были учителями императоров Китая и монгольских ханов. Император Китая Тай Минг Чен увидел над головой своего учителя Его Святейшество Пятого Кармапы, Дешин Шегпы энергетическое поле в виде чёрного пятиугольника. Он решил сделать Чёрную Корону - видимую копию этого энергополя, осознав, что это может принести много пользы существам.

Чёрная Корона, демонстрируемая во время особой церемонии, обладает силой открывать подсознание присутствующих и позволяет Кармапе передавать им своё просветлённое осознавание, и растворять их страдания и всяческую ограниченность. Это средство, помогающее людям обретать Просветление, способен применять только Кармапа.

Медитация "Гуру-Йоги" на Восьмого Кармапу, которую дал он сам, является одной из основных в нашей школе.

О Его Святейшестве Десятом Кармапе (Чёйинге Дордже) известно, что он был талантлив в искусствах. Он создал множество статуэток и тханок (изображений Будда-аспектов). Одна из таких тханок содержит предсказание о Его Святейшестве Семнадцатом Кармапе Тхайе Дордже.

Его Святейшество Пятнадцатый Кармапа Кхакьяп Дордже - единственный из Кармап, который был женат. У него было несколько жен и много детей, которые являлись перерождениями лам различных тибетских школ.

Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже имел всю передачу методов линии и был единственным религиозным лидером, сумевшим во время захвата Тибета китайцами вынести из страны все реликвии своей школы Карма Кагью. Не было утрачено ничего важного.

Силой своей активности и с помощью учеников он распространил Учение Будды на Запад. Главным его помощником в этом стал его первый западный ученик - датчанин Оле Нидал, основавший более 550-ти Центров и медитационных групп по всему миру.

В настоящее время держателем линии является Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхайе Дордже.

Во время между воплощениями Кармап и до достижения ими совершеннолетия поучения сохраняли и передавали держатели линии - Шамарпы (Ламы в Красной Короне).

 

Его Святейшество Семнадцатый Кармапа - Тринле Тхайе Дордже 

Нынешний, Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхайе Дордже (род. в 1983 году) был признан в качестве подлинного воплощения Кармапы, Его Святейшеством Кюнзиг Шамаром Ринпоче. Его Святейшество Шамар Ринпоче - второй по значению учитель линии преемственности Карма Кагью, и он отвечает за отыскание Кармапы. Весной 1994 года юному Кармапе удалось покинуть захваченный китайцами Тибет и оказаться в свободной стране, в Индии.

Его Святейшество Кармапа живёт в Калимпонге на севере Индии и осваивает буддийское учение с помощью учителей Кагью, таких как Его Святейшество Кюнзиг Шамарпа, Кхенпо Чедраг и Семпа Дордже. Кармапа изучает классические философские тексты, санскрит, тибетский и английский языки, осваивает компьютер, любит спортивные игры. В будущем он хочет также изучить один из славянских языков. Его Святейшество Кармапа медитирует несколько часов в день, принимает участие в многодневных медитационных уединениях.

В декабре 1996 года он провёл в Бодхгайя (в Индии) свою первую большую церемонию, в которой участвовало несколько тысяч человек из Гималаев.

В октябре 1997 года королевская семья Бутана пригласила его совершить свой первый официальный визит и дать поучения и посвящения. На въезде в столицу страны Тхимпху собралось несколько тысяч человек, чтобы получить от него благословение.

В конце 1999 года Кармапа Тхайе Дордже отправился в свою первую поездку по Восточной Азии и Европе, чтобы посетить своих многочисленных учеников во всём мире. В Сингапуре на встречу с ним пришло более 4000 человек, 500 из которых приняли у него буддийское Прибежище.

2 и 3 января 2000 года в зал Филипсхалле в Дюссельдорфе (Германия) 6000 человек, все - ученики Ламы Оле, прибыли засвидетельствовать первое посещение Его Святейшеством Гьялвой Кармапой Европы. В конце трёхдневных посвящений Его Святейшество Кармапа Тхайе Дордже поблагодарил всех за участие в этом событии, сказав, что состоялась важная встреча учеников и учителя, и что это принесёт пользу многим существам.

В 2005 году Его Святейшество Кармапа Тхайе Дордже посетил Украину.

 

14-й Кюнзиг Шамарпа

Мипам Чёкьи Лодрё

1-й Шамарпа, Кхедруп Дракпа Сенге, был главным учеником 3-го Кармапы. В предсказании 2-го Кармапы, Карма Пакши, говорится, что "следующие Кармапы будут проявляться в двух Нирманакайа-формах". Не следует думать об этих сверхобычных человеческих формах, как о различных и отдельных друг от друга личностях; не стоит рассматривать их как совершенно несвязанные сущности. С точки зрения абсолютной чистоты ума они не могут быть измерены количественно. Не один - и не двое. Они демонстрируют неисчерпаемую способность помогать существам, увязшим в самсаре. И для тех, кто стремится к окончательному просветлению, они становятся сияющим воодушевлением.

Кармапа преподнес Шамарпе ярко-красную корону - точную копию своей собственной черной короны. Это должно было символизировать их тождественность: этот ученик во всех отношениях был равен ему. Вместе с красной короной Кармапа даровал ему имя "Шамарпа - Носящий Красную Корону". Как утверждается в сутре "Доброй Кальпы", "в будущем Махабодхисаттва с красной короной придет к страдающим существам и будет вести их за пределы циклически повторяющихся запутанностей и несчастий".

Предсказание Шакьямуни сбылось в Шамарпе. Шамарпы перерождались с XIV века либо в качестве ученика, либо в качестве учителя Кармап.

Шамар Ринпоче сейчас в своем 14-м воплощении. Его имя - Мипам Чёкьи Лодрё. Он родился племянником 16-го Кармапы. После смерти Кармапы Шамар Ринпоче взял на себя завершение проекта строительства большого института буддийского обучения в Нью-Дели. В соответствии с пожеланиями Кармапы Международный буддийский институт Кармапы (МБИК) служит высшим учебным заведением для основанного на правильном обучении и переводах великих буддийских трактатов развития всеобъемлющей мудрости и сочувствия.

Шамар Ринпоче сыграл решающую роль в нахождении и признании 17-го воплощения Кармапы - Тринле Тхайе Дордже. Его твердая позиция, неприемлющая попыток Ситу Ринпоче протолкнуть на роль Кармапы ангажированного компартией Китая кандидата, позволила ясно увидеть, кто из лам школы Кагью больше печется о собственном благополучии, нежели о принесении блага другим.

Лопён Цечу Ринпоче



Лопён Цечу Ринпоче являлся одним из немногих великих мастеров медитации, которые получили полное и разностороннее образование в старом Тибете.

Ринпоче родился в Бутане в 1918 году. Маленьким мальчиком он стал монахом в Пхунака Дзонге, самом большом бутанском монастыре. В возрасте 13 лет он покинул Бутан и уехал учиться и практиковать под руководством своего дяди, Друкпа Ринпоче - ламы Шераба Дордже, в Непал. Там он прошел полное обучение и медитировал в суровых условиях в пещерах Миларепы и в святых местах Гуру Ринпоче.

Потом Ринпоче вернулся в Бутан и закончил свою учебу. После этого он перебрался в Непал вместе со своим Ламой и совершил несколько длительных уединений, чтобы отточить мастерство медитации. Он также предпринял паломничество в монастыри и святые места Тибета. У него было много учителей из линий Кагью, Ньингма, Сакья и Гелуг. В 1944 году Ринпоче встретил 16-го Кармапу в Бум-Танге в Бутане, и Его Святейшество стал одним из самых значимых его учителей. Ринпоче получил большинство учений и передач линии Карма Кагью от него.

В последущие годы Лопён Цечу Ринпоче стал очень значимым для практикующих Дхарму в Непале. Он заботился о мужских и женских монастырях, которые обслуживают буддийские популяции шерпов, тамангов, гурунгов, неваров, цумбов, тибетцев и бутанцев. Ринпоче оказывал непрекращающуюся поддержку реставрации старых ступ, мест для медитации и монастырей и устанавливал множество молельных барабанов с мантрами "Ом Мани Пеме Хунг".

Благодаря его обширной деятельности в течение нескольких десятилетий Ринпоче считался ключевой фигурой, сплачивающей различные буддийские сообщества в Непале. Много лет Ринпоче работал для развития восемнадцати наиболее изолированных регионов Непала, находящихся в отдаленных областях Гималаев.

В 1987 году он по приглашению своих первых западных учеников и близких друзей Ламы Оле Нидала и его жены Ханны из Дании впервые посетил Европу. С тех пор он много путешествал по Западной и Восточной Европе, Северной и Южной Америке, а также Австралии, давая поучения и бесчисленные посвящения в буддийских центрах Карма Кагью, основанных Ламой Оле Нидалом. Он построил Ступу Калачакры в Испании, две ступы в Германии, Ступу Просветления в Элисте (Калмыкия) и Ступу Чудес в Польше. Одним из наиважнейших его проектов последнего времени было возведение 11-метровой Ступы в Беналмадене (Испания) - этот проект являет собой самое большое буддийское сооружение на Западе. Ринпоче также посещал различные центры в Китае, Тибете, Монголии, Японии, Корее, Таиланде, на Тайване, в Шри-Ланке, Индии и Гонг-Конге. Его первый визит в Россию состоялся в 1991 году вместе с Ламой Оле Нидалом.

Ринпоче умер в клинике Багкока 10 июня 2003 года в возрасте 85 лет, ни на минуту не переставая оказывать поддержку своим проектам и ученикам. Безмерную силу его сочувствия ощущают люди различных культур даже после его ухода, и она продолжает приносить огромную пользу всем существам.

 

Н 


Учителя
Автор: Administrator   
22.08.2009 16:53
Будда Шакьямуни

 

buddha2.jpgВзгляд на жизнь Будды приближает его учение к нам. Он родился 2580 лет назад в царской семье и, вероятно, выглядел как eвропеец: тексты описывают его высоким, сильным и голубоглазым. Королевство его родителей находилось на южной границе современного Непала вокруг города, называвшегося тогда Капилавасту. Раскопки показывают, что в нём имелись как система канализации, так и центральное отопление - роскошь по сравнению с нынешним Лумбини поблизости и многими другими городами третьего мира.

Здесь не было никакого непорочного зачатия - мать использовала свою самую последнюю возможность родить ребёнка. А вскоре после его рождения три йогина сказали родителям следующее: "Он поистине особенный. Если он не столкнётся со страданием мира, то станет всем, чем вы хотите. Став могущественным королем, он покорит соседние королевства и оправдает все ваши ожидания. Если, однако, он почувствует страдание, свойственное обусловленному существованию, то откажется от своего положения и принесёт в мир просветляющие духовные открытия"...

 

подробнее...

 

 

Кармапа -Лама в Черной Короне

 

karmapa16-1.jpg

 

Кармапа известен как «царь йогов Тибета» и первый в истории сознательно перерождающийся лама. Для блага всех существ из великого сочувствия он раз за разом воплощается в нашем мире. Все Кармапы считаются излучением Любящих Глаз (тиб. Ченрезиг, санскр. Авалокитешвара) – Будды сочувствия и неразличающей любви.

В переводе с тибетского титул «Кармапа» означает «человек просветленного действия» или «осуществляющий активность Будд». Таким образом, каждый Кармапа воплощает в себе активность всех Будд и проявляет именно те её аспекты, которые необходимы в определенную эпоху. Появление Кармап было предсказано Буддой в Ланкаватара-сутре, Махасамадхираджа-сутре и Махапаринирвана-сутре, а также в пророчествах Гуру Ринпоче. 

 

подробнее...

 

 

Лама Оле Нидал

 

ole-hanah-2.jpgВ 1968 году, во время медового месяца в Непале, Оле Нидал и его жена Ханна встретили «царя тибетских йогов» – Его Святейшество Шестнадцатого Гьялва Кармапу, духовного главу линии Карма Кагью. Эта встреча решительно изменила их жизнь: они стали первыми западными учениками Кармапы.  

 

подробнее...

  
  
Кюнзиг Шамар XIV  Мипам Чёкьи Лодрё

200px-13th_shamar_rinpoche.jpgНачиная с XIII века, Шамарпы сознательно воплощались как учителя и ученики Гьялва Кармапы, духовного главы школы Карма Кагью тибетского буддизма. Считается, что таким образом осуществилось предсказание Второго Кармапы, Карма Пакши, гласившее, что «для блага всех живых существ последующие Кармапы будут проявляться в двух формах».

 

подробнее...

 

 

 

  
  
  
Лопён Цечу Ринпоче

Лопён Цечу Ринпоче был одним из немногих современных мастеров медитации, получивших полное и разностороннее образование в старом Тибете.

Ринпоче родился в 1918 году в Пунакхе, втором по величине городе Бутана. Маленьким мальчиком он стал монахом в Пунакха-дзонге, самом большом бутанском монастыре. В возрасте десяти лет из-за эпидемии чумы ему пришлось бежать в Непал, где жил его дядя – Шераб Дордже, один из наиболее известных буддийских мастеров того времени. В Непале Ринпоче продолжил буддийское обучение и начал интенсивную медитационную практику. В течение четырех лет вместе с дядей он практиковал в пещерах Миларепы и Гуру Ринпоче.

 

подробнее...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновлено 11.01.2010 13:35
 


Соктовище Тибета